Эхо Москвы,
5 февраля 2010 г.
Крутая шкала. Страхование: итоги 2009 года 1130 просмотров
Ведущие: Алексей Дыховичный
Гости: Виктор Никольский
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: 11 часов 14 минут в столице. Добрый день! Алексей Дыховичный у микрофона. Виктор Никольский, аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor`s», у нас в гостях. Виктор, здравствуйте!
В. НИКОЛЬСКИЙ: Добрый день!
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы говорим о страховании, рынке страхования, итоги 2009 года и перспективы, которые видите вы, на 2010 год. Если говорить об итогах, что заполнилось в первую очередь? Небось, уход компаний с рынка?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Давайте, начнем с той статистики, которая сейчас нам доступна. Сейчас у нас есть цифры за 9 месяцев 2009 года. И если вернуться немножко назад, в 2009 году мы выпустили отчет по российскому рынку страхования, в котором основные тенденции, которые мы сейчас уже можем видеть на бумаге, в статистике, мы осветили. Итак, что же нам показывает статистика за 9 месяцев? Во-первых, как мы и говорили, снизились премии, причем снизились существенно - порядка 10 процентов, по разным видам варьируются. Поступающие премии компаниям снизились. При этом одновременно шел рост выплат. Выплаты поднялись на 20 процентов. И с точки зрения ликвидности компаний, для них это было серьезным очень испытанием. И как мы говорили, не все компании смогли пережить это испытание.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Извините, перебью вас. Люблю я, когда аналитики говорят вот эту фразу: «как мы и говорили». Очень я люблю эту фразу, ну, ладно. Тут, знаете, если начать рыться и смотреть, то тут, на самом деле, очень многие прогнозировали это. Отчет у вас когда вышел?
В. НИКОЛЬСКИЙ: В феврале прошлого года.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, где-то примерно в это время многие прогнозировали подобное. Не сложно было догадаться.
В. НИКОЛЬСКИЙ: Вы знаете, нет. Там были достаточно разнонаправленные прогнозы. Кто-то говорил о полном коллапсе рынка вообще, кто-то говорил о том, что компании не смогут исполнять свои обязательства, что из десятки будут уходы крупные, и так далее. У нас позиция была более сдержанная. Мы говорили, что рынок будет консолидироваться, маленькие компании будут уходить. Ну, вот посмотрите, за этот год было отозвано порядка 100 лицензий, количество игроков… было 800 с чем-то, сейчас их 700 с чем-то. И если посмотреть на статистику, есть компании, у которых фактически нет никакого бизнеса. И понятно, что эта тенденция будет продолжаться. И если у вас не премий, у вас есть только выплаты, понятное дело, что в какой-то момент денежный поток иссякнет, и компания с рынка уйдет. И это то. Что мы ожидаем увидеть в 2010 году. Порядка 60 компаний в целом по рынку показали снижение объемов премий. Эти 60 процентов, они, скажем так, распределены ближе к средним и мелким компаниям. При этом крупные компании, скажем так, первая десятка показали либо стабильные премии, либо, наоборот, увеличение премий. И эта тенденция, в частности, отражает переток клиентов в поисках качества от маленьких компаний в сторону больших компаний. Мы ожидаем продолжения этой тенденции в 2010м году, в частности, этому будут способствовать инициативы регуляторы, которые будут направлены на повышение капитализации. Понятно, что для многих маленьких игроков четырехкратное увеличение капитализации это будет невозможно выполнить. Будут слияния, будут поглощения, компании будут просто уходить с рынка.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы ожидаете: первое – продолжение банкротств и различных других способов и видов ухода мелких компаний с рынка?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Да, безусловно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть, было 800 – стало 700…
В. НИКОЛЬСКИЙ: И мы ожидаем, что эта тенденция, может быть, в меньшем объеме, она продолжится в 2010-м.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть, вы не ожидаете, что будет 100 в конечном итоге?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Здесь достаточно сложно предсказывать, понимаете? Отзыв лицензии – это уже финальная точка. До отзыва лицензии может произойти падение объемов, компания может испытывать финансовые трудности, да? Отзыв лицензии - это официальное свидетельство о смерти. Все – компания в полной негодности!
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Но порядок?…
В. НИКОЛЬСКИЙ: Порядок цифр будет сравним с этим годом.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть, еще сотня – плюс-минус… но уйдет. Это первое. А второе – вы ожидаете, что клиенты продолжат страховаться, но продолжат страховаться в крупных компаниях, и будет переток клиентов. Правильно?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Да, абсолютно. Это связано просто с экономически разумным поведением. Ведь когда покупатель приходит, к примеру на рынок, и ему один и тот же продукт пытаются продать по цене в 10 рублей и в 100 рублей, экономическое поведение подскажет ему, что, наверное, за 10 рублей брать не стоит, потому что можно отравиться. И абсолютно аналогично со страховкой. Когда ему предлагает другая страховая компания страховку, аналогичную, но в 2-3 раза дешевле, здесь надо задуматься: что ты покупаешь за эти деньги? Какой продукт ты получаешь? Какую защиту ты получаешь?
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Но «крупняк», как говорят, тоже демпингует?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Безусловно, проблема демпинга никуда из страхового рынка не делась. Она получила другое распределение. Если в начале 2009 года демпинговали практически все компании, набирая клиентскую базу, то к настоящему моменту демпинг, скорее, вытеснился опять же в сторону средних и мелких компаний, которые все еще пытаются получить денежный поток, чтобы оплачивать текущие обязательства. А вот крупные компании уже потихоньку начали тарифы повышать. Они получили лояльную клиентскую базу, клиенты увидели, что компании могут выплачивать страховые случаи, и в результате этого они имеют возможность устанавливать цену. Поэтому разрыв между крупными и мелкими компаниями, он еще больше увеличивается. И опять же, есть статистика доступная. На конец ноября есть тенденция, что крупные становятся еще больше, а средние и маленькие становятся меньше. Это следует просто из суммы активов. То есть, у крупных они стали на 10 процентов больше. Ну, скажем так, первая десятка, да? А у средних и маленьких они уменьшились на 10 и 5 процентов соответственно. То есть, вот этот вот дисбаланс и распределение по рынку, оно меняется именно таким образом.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И если говорить об основных тенденциях ушедшего уже 2009 года, которые продолжатся в 2010-м, то это все? Или еще что-то хотелось отметить?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Хотелось бы рассказать о тенденциях в пределах видов страхования. Есть просто основные виды, которые составляют фактически основной объем нашего рынка. К примерку, ОСАГО. Что показал ОСАГО? У ОСАГО порядка 16 процентов всех рисковых премий в России за 9 месяцев были. А спрос на ОСАГО оказался абсолютно неэластичным. То есть, те, кто говорил о том, что будет очень резкое падение, или будет рост – ни один из этих сценариев не реализовался.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Подождите, я напомню вам, что в слове «ОСАГО» первая буква обозначает слово «обязательное».
В. НИКОЛЬСКИЙ: Именно поэтому.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И какая тут может быть эластичность, когда ГАИ стоит на каждом шагу, тормозит машины и спрашивают ОСАГО? О какой эластичности здесь можно говорить?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Очень интересный пример. Смотрите: премии увеличились порядка 7 процентов за год. Это было связано с введением корректирующих параметров по регионам. Если помните, в 2009 году вводились коэффициенты по регионам, которые были убыточные. Но в то же время количество договоров упало на 4 процента. Это достаточно странная тенденция, казалось бы. У нас, да, продажи машин упали, но тем не менее, какие-то машины у нас новые появлялись. И вот этот вот количественный спад, он объясняется двумя вещами. Первое. Просто некоторые перестали использовать автомобили, чтобы сэкономить, чтобы сэкономить. Но на рынке было достаточно большое количество поддельных полисов, которые циркулировали и фактически в статистику не вошли. Просто из количества обращений граждан к нашему регулятору ФСНН следует , что такие случаи имели место. Количество обращений, например, с жалобами на страховщиков выросло в два раза в 2009 году. Чем не показательная тенденция?
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это мошенники распространяли, да?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Безусловно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А по этим полисам люди получали выплаты в случае аварии из фонда РСА?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Там ситуация достаточно сложная. Если полис фактически поддельный, то нет. Если это полис компании, у которой была отозвана лицензия, то там есть возможность получить, но это достаточно сложно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Все это просто бумажка для сотрудника ГИБДД?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Абсолютно. Вообще, если говорить про ОСАГО в целом, то у нас сам вид этой страховки находится в промежуточном положении между налогом и реальной защитой. То есть, это уже не налог, но еще не реальная защита. Потому что сумма покрытия очень небольшая, но сумма премии, которую выплачивает водитель ежегодно, уже достаточно существенно. Например, показательный пример – Азербайджан. Там сумма, она является фиксированной для всех автомобилей без привязки к лошадиным силам, она составляет 12 долларов. Ну, и покрытие там какое-то… очень маленькое. Поэтому это все рассматривают как налог, и как вы говорите, бумажка, которую важно представлять…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Если уж на эту тему говорить, то Дмитрий Медведев подписал относительно недавно Закон «О внесении изменений в федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств». Суть этих изменений – это, как комментируют, это как бы разрешение страховщикам не платить за старое, как за новое. То есть, за старый «Запорожец» стоимостью 20 тысяч рублей не платить при аварии 100-тысячерублевую компенсацию, по сути, выдавая 80 тысяч рублей владельцу этого «Запорожца».
В. НИКОЛЬСКИЙ: Фактически он получает необоснованную прибыль за счет этого. Понимаете, это просто, как нам кажется, разъяснение сложившейся практики и просто упорядочение этой нормы.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Там же речь в законе идет о том, что на детали не может начисляться износ свыше 80 процентов. У меня полная путаница в связи с этим сложилась в голове, потому что, насколько я знаю, все клиенты, наоборот, жалуются, что мало платят, что слишком большие износы насчитывают. А тут вроде бы как ограничили, – 80 процентов – а страховщики говорят совершенно о другом. Они говорят: мы, наоборот, слишком много платили, а теперь… Разъясните, я просто запутался.
В. НИКОЛЬСКИЙ: Весь вопрос , с точки зрения выплат по ОСАГО, сводится к институту оценки. Фактически у нас нет нормально работающего института оценки ущерба при ОСАГО. И этот закон, безусловно, с точки зрения страховщиков – это некое разъяснение сложившейся практики, да? Но он не решил глобальную проблему наличия независимой оценки. Поэтому это просто… сиюминутное решение сложившейся практики.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Не я один в запутанном состоянии нахожусь.
В. НИКОЛЬСКИЙ: Нет-нет! Я еще раз возвращаюсь. Принципиально это разъяснение не решило вопроса, потому что… Понимаете, вот у меня был подержанный автомобиль, и мне его разбили. И я хочу получить компенсацию, которой бы мне хватило на такой же подержанный автомобиль. Но я не могу этого сделать, потому что там возникают эти амортизационные коэффициенты, и так далее.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть, поставлен этот Рубикон… 80 процентов от стоимости изначальной автомобиля, да? Соответственно, с одной стороны, и страховщики не могут меньше заплатить, но, с другой стороны, если они считают взнос, то все то, что до 80 процентов , это теперь законно. И в суде нельзя доказать обратное и потребовать заплатить за старый автомобиль так, как за новый. Я правильно вот сейчас сформулировал, или…?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Да, в принципе, правильно. Надо посмотреть, как это будет применяться. Вот посмотрим, как это будет применяться и в системе выплат, и в судебной практике. И давайте в следующую нашу встречу обсудим.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Если говорить о структуре ОСАГО, она принципиально не изменилась. Есть какие-то небольшие колебания – 4 процента, которые то ли перестали ездить, то ли ездили по поддельным полисам, то ли вообще решили рискнуть без полиса…
В. НИКОЛЬСКИЙ: Возвращаясь к структуре. Значит, у нас ключевой линией страхования является страхование КАСКО. К сожалению, у нас статистики по изменениям именно по этой линии за год нет. Но интуитивно падение было порядка 20 процентов, сравнимо с рынком. С чем это было связано? Во-первых. Одна очень уважаемая аудиторская фирма в 2008 году в своем отчете по развитию автомобильных продаж в России написала, что Россия станет одним из больших рынков по продаже автомобилей в 2009 году. Эффективно этого не произошло. То, что мы увидели - это практически 50-процентное падение по продажам новых автомобилей.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сейчас новости. Я напомню, что Виктор Никольский, аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor`s», у нас в гостях. О страховании мы говорим. Через 5 минут продолжим, и начнем с АвтоКАСКО, который не успели закончить.
НОВОСТИ
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: 11.35 в Москве. Виктор Никольский, аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor`s» у нас в гостях. О страховании, итогах 2009 года и перспективах 2010 мы говорим. В первой части мы остановились на АвтоКАСКО. Вы уже начали говорить об отдельных видах страхования, и начали с АвтоКАСКО. Что с ним происходит? На 20 процентов упало, вы сказали.
В. НИКОЛЬСКИЙ: Это оценочные характеристики, потому что статистику по КАСКО начали считать только с этого года. У нас нет данных прошлого года. Почему произошло такое падение? Во-первых, как я уже сказал, 50 процентов спад в продажах по новым автомобилям. Второй момент. Практически перестали страховать автомобили старше 3 лет, и это дало достаточно существенное падение рынка.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А новых не появилось…
В. НИКОЛЬСКИЙ: Соответственно, новых не появилось. В каких сегментах это в меньшей степени было заметно? По дорогим автомобилям эта тенденция не работает. И продажи приблизительно были сравнимы с 2008 годом, и страхование автомобилей больше 3-х лет, поскольку их остаточная стоимость достаточно большая, их продолжали страховать.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Там люди на самолетах и яхтах экономики, а машины так… понятно.
В. НИКОЛЬСКИЙ: В том числе этот кризис в линии АвтоКАСКО дал и определенные позитивные результаты. Во-первых, удалось компаниям страховым существенно снизить комиссию, которую они платят брокерам и агентам. Потому что в 2009 году экономики все, экономили на операционных издержках, и этот канал распространения исторически был очень дорогой в России. То есть, порядка 30-40 процентов от премии, которую вы платили брокеру, шло фактически брокеру, а не страховой компании. И эти ставки удалось снизить. В частности, это произошло из-за активного развития прямого страхования. Вот компании, которые, - мы видели - выходили на рынок в 2008-2009 году, пока не занимают существенной доли рынка, но, тем не менее, они смогли навязывать цены, они предоставляют более удобные условия обслуживания и так далее, и так далее.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вообще, зная эту разницу – 30-40 процентов от стоимости страхового полиса – можно и скидки клиентам дать, и развить систему дистрибьюции, продаж этих страховых полисов. Это же огромный рынок, я вообще не понимаю, почему так случилось, что такие колоссальные деньги платили брокерам? Я слышал, что даже до 50 процентов доходило. Может быть, я не прав, я не знаю…
В. НИКОЛЬСКИЙ: Были отдельные случаи.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, давайте ориентироваться на 30-40. почему платили такие колоссальные деньги посредникам?..
В. НИКОЛЬСКИЙ: Я могу объяснить. Дело все в том, что вообще вся концепция российского страхового рынка была построена на идее постоянного роста. Рост каждый год, рост объемов, рост количества клиентов. И при таком росте компании могли позволить себе платить такие комиссии. И таким образом они мотивировали брокеров, таким образом они … одним словом, они набирали себе портфель. Но в 2009 году о росте можно было забыть. Роста как такового по рынку не было! И компаниям пришлось решать эту проблему. Она стала такой, и ее нельзя было дальше игнорировать. Какие еще позитивные моменты? Ведь не только же о негативе надо говорить… Значит, позитивные моменты были. Удалось страховым компаниям получать скидки на станциях сервисного обслуживания по ремонту автомобилей, поскольку опять же все снижали операционные издержки, и удалось договорить о снижении стоимости нормо-часа и так далее, и так далее, и в частности тот демпинг, который был, он не просто был безответственным у всех компаний. Некоторые компании подходили к этому экономически обоснованно. Они видели снижение издержек, они снижали премию брокерам, они снижали стоимость ремонта, и они могли снизить цену. Но нельзя забывать о том, что вообще страхование – это продажа защиты от рисков. И на тенденции могут действовать такие факторы как, к примеру, погода. Вот в этом году в Санкт-Петербурге очень снежная зима, и страховщики, которые работают на этом рынке, они либо уже почувствовали, либо очень скоро почувствуют – вот они подведут итоги 2009 года, они увидят, что количество обращений по КАСКО и по ОСАГО именно вот в этом регионе будет очень большое по причинам того, что дороги были очень скользкие, было очень много снега. Так что, не только экономическими причинами объясняются тенденции в страховании. А если перейти… закончим о КАСКО?
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я просто хотел спросить. Вот эти вот все такие нормальные тенденции… когда 30-40 процентов брокеру – это ненормально! А вот то, что вы сейчас рассказали: да, тяжело, да, сложно, но тенденции нормальные, это каким-то образом выльется для клиента позитивом? Или это останется внутри страховых компаний?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Вопрос в том, перейдет ли это к конечному покупателю.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Улучшение сервиса, увеличение выплат в случае аварии… ну, и так далее. Может быть, какие-то скидки? Потому что на 30-40 процентов можно…
В. НИКОЛЬСКИЙ: Безусловно, для клиентов это отразилось в падении премий, которые они выплачивали. Но говорить о том, что это тенденция – вот они упали и будут держаться на этом уровне – нельзя. Потому что, опять же вот эта структура премий, она будет и дальше расслаиваться. Она будет очень сильно расслаиваться, и это будет зависеть от множества факторов. Но компании, которые правильно организовали структуру своих расходов, у которых есть диверсифицированная база, вот эти вот позитивные тенденции они смогут передать своим клиентам. Они смогут поделиться своей фактически прибылью со своими клиентами, со своими лояльными клиентами.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: ДМС, наверное, да?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Да, ДМС. Интересная тенденция…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Добровольное медицинское страхование, кто не в курсе.
В. НИКОЛЬСКИЙ: Не добровольное медицинское страхование. Порядка 20 процентов объема рынка оно у нас занимает. Падение достаточно существенное в 2009 году, и связано с тем, что компании начали экономить на социальных программах для своих работников. В основном, у нас все ДМС – это корпоративное страхование. Но очень интересная тенденция по выплатам. Было достаточно много увольнений в 2009 году, были ситуации, когда человек не понимал, что происходит дальше, и эффективно все пошли лечиться. Поэтому выплаты скакнули абсолютно неожидаемо не для кого. Опять же такой социо-психологический процесс, который страховщики, конечно, не ожидали.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Наверное, ожидая увольнения, люди решили уже выжать из компаний, из полисов, из всех возможных все, что только можно!
В. НИКОЛЬСКИЙ: Именно такая тенденция была.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ожидаете ли продолжения в 2010 году?
В. НИКОЛЬСКИЙ: Разнонаправленные тенденции в 2010-м году. Маленькие компании будут страдать, крупные будут становиться крупнее. Тем не менее, видимо, определенный позитив… нет достаточного у нас количества премий при расчете на одного застрахованного…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Виктор, вынужден вас прервать, время наше закончилось. Виктор Никольский, аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor`s», был у нас в гостях. Виктор, спасибо вам!
В. НИКОЛЬСКИЙ: Спасибо!
Вся пресса за 5 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|